Wireless Application Protocol


Протокол беспроводного доступа WAP (Wireless Application Protocol) специально разработан для быстрой передачи небольших пакетов данных на браузеры, «прошитые» (или загружаемые) в сотовых телефонах и других мобильных терминалах последнего поколения. Его продвижением занимается межотраслевая организация WAP Forum (http://www.wapforum.org/), основанная компаниями Motorola, Nokia, Ericsson и Phone.com (ранее известной под именем Unwired Planet).

Стек протоколов WAP основан на классической многоуровневой модели OSI и включает в себя четыре основные составляющие и одну спецификацию самого высокого уровня - WAE (Wireless Application Environment). Стандарт WAE описывает языки разметки, используемые для создания информационных страниц. Версия WAP 1.0 определяла в качестве стандарта два - HDML и WML. HDML не получил широкого распространения и был исключен из последующих реализаций, поэтому далее он не рассматривается. Следует заметить, что, помимо стандартных, некоторые компании встраивают в терминалы поддержку своих собственных языков, так, например, Motorola использует разработанный ею VoxML и поддерживает портал, созданный с его помощью. Кроме собственно языка разметки, для разработки несложных интерактивных "колод" в WAE введен скриптовый язык WML Script - очень близкий родственник JavaScript, его упрощенная версия.

Architecture.gif (9444 bytes)

Рис.2. Архитектура WAP

Еще один стандарт WTA (Wireless Telephone Application), относящийся к прикладному уровню, описывает способ создания и взаимодействия специальных операторских сервисов, как-то: автоматический биллинг, информационные бюллетени. Таким образом, провайдер мобильных услуг получает возможность предоставлять дополнительные услуги и упростить работу с клиентами.

Следующий уровень - сессионный, и ему соответствует протокол WSP (Wireless Session Protocol). Его основная задача - поддерживать неразрывным сеанс связи в течение длительных интервалов ожидания ответа, которые могут возникнуть при выборе SMS в качестве bearer или применении удаленного gateway. Кроме того, WSP предусматривает использование push-технологий, то бишь доставку "незапрошенного" контента. В этом случае соединение инициируется не клиентом, а сервером, что применяется для распространения новостей, рекламы и т. д. Уровень транзакций, который обрабатывает отдельные пакеты соединения, реализуется протоколом WTP (Wireless Transaction Protocol).

Над основным протоколом передачи WDP (Wireless Datagram Protocol) для обеспечения безопасности и шифрования данных в соединении введена надстройка - WTSL (Wireless Transport Security Layer). Ее спецификация основана на обычном для Internet Secure Socket Layer. Ну а WDP в своей основе имеет классические TCP/IP и UDP/IP. К сожалению, наряду со всеми достоинствами, присущими этим протоколам, к WAP перешли и их недостатки. Так, например, если используется обмен данными по типу UDP (т. е. без установления соединения), то становится невозможным контроль потерянных пакетов на уровне транзакций, и его приходится осуществлять методом повтора сессий, что серьезно увеличивает трафик в и без того узкой полосе пропускания мобильных коммуникаций.

Ну и последний уровень - физический. Он характеризует способ передачи данных в эфире. Разработчики WAP постарались сделать эту часть спецификации как можно более гибкой, это было необходимо, чтобы сервисом могли воспользоваться все, вне зависимости от того, какой стандарт мобильной связи поддерживает терминал. В версии WAP 1.0 в качестве bearer (носитель - это название получил конкретный физический коммуникационный протокол) предлагался исключительно SMS. Такое положение дел не устраивало множество операторов (в частности, не предусматривался протокол для аналоговых сетей), поэтому спустя четыре месяца появилась версия 1.1. Сюда были добавлены: СDPD для аналоговых сотовых сетей, USSD, классический CSD, GPRS - для цифровых. В разрабатываемой спецификации 1.2 также обещана поддержка стандарта UMTS (Universal Mobile Telephone Service), более известного сейчас как 3G.


<предыдущая страница]   [оглавление]  [следующая страница>

Hosted by uCoz